dsc_0749-kopiya

Есть на российской сцене голоса, которые точно не спутаешь ни с кем. Их творческий путь извилист и замысловат, а талант неоспорим. Их имена – уже существительные нарицательные, вписанные золотыми буквами в историю героев 80-х-90-х как минимум. Один из них – Николай Иванович Носков. На счету исполнителя – всенародное признание, несколько «Золотых граммофонов», медали МВД «За службу на Кавказе», Министерства обороны – «За укрепление боевого содружества», ФСБ – премия в номинации «За музыкальное искусство» и многое другое.

Певец и композитор и в этом високосном году отмечает свой юбилей особенной концертной программой в обеих столицах. 9 октября Большой Концертный зал «Октябрьский» Петербурга первый ощутил на себе по этому случаю «полный улёт».

Николай Носков – это когда «Паранойя» — «Это здорово». Хотя эти песни любой россиянин от души затянет в караоке при возможности, но только на сольном концерте даже случайным людям вот уже много лет быстро становится понятно, что творчество этого человека — это  ещё и бездна глубокой осмысленной музыки. Это рассуждения мужчины о любви и человека о счастье в пяти сольных альбомах.

Харизма и опыт Николая Ивановича позволили сделать этот вечер с участием рок-музыкантов, сборного симфонического оркестра и струнного квартета гармоничным и концептуальным. Ни порядок композиций, ни набор инструментов ни на миг не нарушали магии целостного музыкального послания со сцены.

Концерт открылся «Грибным дождём» на стихи Давида Тухманова. Без вступительного предисловия — сразу вся мощь симфоническо-рок-сборной с пробирающим насквозь родным тенором именинника на головы пришедшим гостям. Чтобы почувствовали себя на посадочных местах космического путешествия сразу. Чтобы забылись, какой сегодня день недели и сколько времени. Только после этого скромное «Всем привееееет!». Виновник торжества в классическом костюме, в потрясающей форме и настроении. Пока зритель очухивается, струнный квартет «Magnetic Fantasy» Эльвиры Сабановой, давнишний друг юбиляра, как и отряд симфонического оркестра МВД России под управлением Феликса Арановского и трио своих рок-музыкантов по периметру, светятся из полутемноты сцены. Они эффектно начали этот праздник.

dsc_0518

В продолжение – дорожный «Мёд» с потрясающими ассоциативными рядами на экране над сценой. Режиссёр видеорядов, как минимум, знает, о чём речь в композициях и что должно быть в окнах нашего «корабля». Всё верно, подготовка к концерту ювелирно продумана и «Оно того стоит». Развесёлая «Фенечка», чтобы все поёрзали на стульях. Сборный оркестр с уважением посматривает на Николая Ивановича и пританцовывающих гитаристов, барабанная установка на троне толкает в массы веселье. Дальше время петь – лишь только началось знакомая мантра «Запомни мир, каким он был, где сердцу ты любовь простил, где закрываются глаза, приходят снова…» суперхита в копилке артиста «Снег». Начиная с этого знакомого всей стране припева, зрители начинают потихоньку подтягиваться к сцене неуклюжим потоком и дарить килограммы цветов. И овации… Николай благодарит «Magnetic Fantasy» за помощь в идейном создании концерта и оставляет зал им. Наедине со скрипками, как наедине с собой.

Википедия назвала Николая Ивановича не долго думая заковыристым «мультиинструменталистом». Дословно констатирует: «Профессионального музыкального образования не имеет. Самоучкой выучился игре на фортепиано, гитаре и барабанах, во время службы в ВС СССР играл на трубе». Кому, как не ему, знать об астральной связи текста и музыки, которая рождает шедевры?

Блок пронзительной филосовской лирики и органа. Вначале исповедь на стихи Н. Гумилёва «Я был один», потом камерная «Дышу тишиной» нашего современника.  Зрительный зал дышать как раз-таки спокойно не может. Овации. Цветы и слёзы. И мелкая дрожь в партере. В продолжении откровений — «Ночь» по В.Маяковскому и особенно любимые певцом «Озёра», снова по Н.Гумилёву. Николай Иванович поёт на языке поэтов серебряного века, на котором, возможно, через поколение будут общаться только в кругах по интересам. И делает это так, что становишься чище. Очередь Б. Пастернака и «Зимней ночи». Снова овации, за шумом которых Николай Иванович вновь уступает место музыке квартета. «Не осуждай меня господь». Глубина из каждой песни, плавая в которой получаешь особенный вид эстетического удовольствия и гармонии. Овации. «Узнать тебя в толпе» — эту балладу под нос подпевают уже достаточно многие. Снова «звучит» Н.Гумилёв. «Романс» под сводами дворца в инсталляции концерта. Весь альбом «Океан любви» 14-летней давности теперь выпит до дна.

Время успокоиться, но не время переставать задавать вопросы. «Зачем?» с запоминающимся мотивом «Я запомнил все, но забыл зачем». Страстный электронный соул от металл-участников необычного путешествия. Немного огня от Николая Ивановича, в чьих венах течёт цыганская кровь. Певец родом не только из грустной Смоленщины, но из рок-н-ролла. Очередные овации. «Спасибо», «По пояс в небе» с одноимённого альбома, и снова рок-бэнд «при деле». Палочки барабанщика в его аквариуме успевают накручиваться вокруг оси от азарта. Для тех, кто занастольгировал по суперзвёздному составу «Парка Горького» напомним для справки хотя бы три детали: в 90-х Николай Иванович работал с группой «Kiss» и записывал песни с Jon Bon Jovi и Klaus Willie Meine (Scorpions).

dsc_0721

Вместе с тем сборная классических музыкантов, благодаря которым в этот вечер душу несколько раз вытаскивало с насиженного места куда-то под купол Октябрьского, тоже выглядели довольными своей ролью на празднике и своими соседями. В минуты затишья, пользуясь своим служебным положением и географическим размещением, музыканты оркестра с нескрываемым уважением и довольными улыбками разглядывали на именинника. Руководитель даже по-соседски в какой-то нерабочий момент облокотился в обратную сторону на помостке лицом к зрителю, слушая происходящее вместе с залом.

 «Что-то я тут распелся сегодня. Пора бы устроить вам караоке!». Времечко для «боевиков» тоже есть на этом празднике жизни. Ну как не заорать «Я ПРО-ШУ, СДЕЛАЙ ВСЁ КАК Я ХО-ЧУ!», когда мозг уже во власти одного-единственного голоса на сцене? Полная и долгожданная «Паранойя» с тройными овациями. Похоже, все одичали. Электрогитары заскакали, барабанщика «пёрло» в своём мире так, что его драйв оказался любопытен даже слабовидящим задним рядам. Наверное, и сборная оркестра подпевала втихаря. Эту энергию кайфа ни с чем не спутаешь!

С офицерской интеллигентностью и улыбкой кота юбиляр продолжает перетаскивать подаренные цветы. А ведь когда-то он не рассчитывал на такой бомбический эффект всенародной любви к этой «простой» композиции. Впрочем, «На меньшее он не согласен», а огонёчки сотовых телефонов в зрительном зале в это давно верят. Доводит до экстаза ещё только начинающаяся фраза «да, я знаю как сходят с ума…». Этот чей-то гимн молодости даже «Я тебя люблю» звучит едва не стоя. Всё, зал довезён до точки прибытия. Оркестр воровато поднимается со стульев, Николай Иванович поимённо раздаёт комплименты и готовится к поклону. Но хитрый именинник знает, что без этой песни облом для зрителя был бы сильным. Не сильнее, чем заряд от концерта, который сложно переоценить, но точно весомый. Большая зала аплодирует и поёт стоя. Видит бог, Николай Иванович, россияне любят тебя! И это — здорово!

Пэ.эс. Через год поклонники ждут от Николая Ивановича Носкова обещанного релиза нового альбома в стиле «фанк-рок». То ли ещё будет!

А пока что… 6:0 в пользу здорового отношения к жизни.

Пэ.пэ.эс. из случайно подслушанного в гардеробе диалога по телефону женщины лет тридцати пяти: «Мама, мама! Я только что была на концерте Носкова! Это было потрясающее!…..» Далее – прилагательные. В интонации – очаровательная типично-женская лёгкая истерика. Значит, забрало.  Ещё одну.

Поздравляла артиста с днем рождения Евгения Мартынова

Фото: Светлана Михалько