10 июня 2017 года, накануне Дня независимости России в ДК Ленсовета отыграли один из самых успешных неординарных спектаклей театральной современности «Чапаев и Пустота».

Главную роль в постановке режиссера Павла Урсула, гремящей на российской сцене вот уже пятнадцать лет, играет «поэт и гражданин» Михаил Ефремов. На спектакли с его участием зрителям рекомендуется приходить заранее, чтобы успеть заблаговременно пробраться на свое место – театральные залы традиционно переполнены любящей этого мегаталантливого актера публикой. К тому же в этой смелой нестандартной постановке по одноименному нашумевшему в 90-годах роману Виктора Пелевина задействован целый звездный арсенал артистов. Безумца Петра Пустоту играет Михаил Крылов, известность которому принесла работа в кино над ролью в фильме «Мама», свежим разноголосьем звучат молодая актриса Екатерина Смирнова (Анка-пулеметчица) и брутальный Павел Сборщиков (Сердюк), а никелированную инвалидную коляску ловко оседлал Заслуженный артист России Гоша Куценко. Так получилось, что именно из-за радостных событий в семье последнего, с нетерпением ожидаемый питерской публикой спектакль был перенесен аж на три дня позже ранее анонсированного срока. У Гоши на днях родилась дочь, с чем зрители охотно поздравили любимого актера бурными продолжительными аплодисментами в момент специально организованной «рекламной» паузы.

Главным украшением сцены стала огромная металлическая больничная кровать, зафиксированная упругими тросами к уходящему в бесконечность потолку. Благодаря метаморфозам личностей действующих лиц, спальное ложе непрерывно трансформировалась — то в бегущий бронепоезд, то в летящие качели, то в кабинку уютного кафе. Как известно, действие романа Пелевина происходит в психиатрической лечебнице, где врач Тимур Тимурович использует современные психотехники в спасении больных. Мастерски придуманные режиссером акценты, ловушками расставленные по ходу действия повествования, способствуют быстрому погружению в атмосферу сумасшедшего дома даже тех зрителей, которые первоисточник не смогли прочитать. Чего стоит один только Санитар в исполнении Тимофея Савина – то завязывающий ноги узлами за головой в позе дви пада ширшасана, то залихватски дергающий за меха гармонь. Ну, а неспешное распитие героями ведра самогона за философскими бредовыми беседами о поисках собственного, истинного «Я» – занятие интуитивно понятное каждому русскому человеку. В какой-то момент становится очевидно, что актеры импровизируют, вплетая в вереницу заученных слов прямо по ходу спектакля-долгожителя намеки на совсем недавние актуальные события.

Публика и не заметила, как действие переросло в глубину зрительного зала. Границы реального и вымышленного мира стерлись окончательно. И вот уже хором, под управлением отъявленного дирижера Чапаева публика дружно скандирует: «Не бойся, Петька. Ныряй!».

Лед между актерами и зрителями таял, Петька нырял и все это происходило в абсолютной пустоте, которая под конец взорвалась оглушительными аплодисментами.     

Репортаж подготовила Ольга Ворожцова

ФОТО: Екатерина Титова