1

На площади Старого театра царит небывалая для этих уединенных мест суматоха и суета. Глашатаи в остроконечных с помпонами колпаках прямо с порога объявляют оторопевшим зрителям, что представление «Фунт мяса» уже началось. 01 ноября на сцене Каменностровского театра бушевали нешуточные шекспировские страсти.

Фасад театра, украшенный коринфским портиком, требует к себе особого внимания со стороны посетителей – как к единственному сохранившемуся в Санкт-Петербурге памятнику деревянного зодчества эпохи классицизма. В 2005 году президентом РФ здание было передано в дар БДТ имени Товстоногова, в качестве второй, дополнительной площадки.

Крутые ступени сразу увлекают посетителей глубоко вниз в подвальные помещения. А там открывается уникальный подземный мир – плод реставрационных работ старого здания вопреки грунтовым водам здешних мест. Здесь разместились гардероб, фойе, склады декораций, театральная машинерия и кафе, где в этот день в соответствии с традициями балагана всех желающих раскрепоститься угощали коктейлем Кровавая Мэри с огурцом.

Зрительный зал подмигивал гирляндами  кое-как развешанных разноцветных лампочек, приглашая занять свои места. Но вместо удобных кресел в партере театралов ожидали деревянные скамьи без спинок в духе знаменитых ярмарочных представлений. В качестве бонуса – выбор места по душе – то, что так любит любой зритель – пересаживайся сколько угодно и куда угодно. К тому же – удивительное дело — разрешили свистеть, кричать, топать и закидывать актеров помидорами.

На сцене доминирует кроваво-красный цвет и это не случайно. Изначально в основу спектакля была взята пьеса «Венецианский купец» Уильяма Шекспира – вот почему его портрет виден на заднем плане. События этого известного произведения разворачиваются на венецианском карнавале, где купец Антонио берет в долг крупную сумму денег у ростовщика еврея Шейлока, с условием, что в случае невозврата займа в срок ростовщик вырежет из его тела фунт мяса. В дальнейшем сценарий был изменен Настасьей Хрущевой – действующими лицами теперь выступают условные герои пьесы Шекспира, между которыми происходят словесные поединки, а возможность вырезать кусок плоти из тела противника появляется у всех персонажей.   

Действие спектакля сразу переносится извне во внутрь – вот актриса вышла на сцену и поздоровалась с кем-то с балкона. А вот и вовсе двое парней начинают словесную перебранку прямо из зрительного зала, превращая зрителей из сторонних наблюдателей в участников представления. Они спорят, увеличивая темп речи, тараторят, вводя зрителя в транс, и вдруг на сцене материализуется Бальтазар, владелец казино Нафталин. В роли Балтазара органично выступил известный петербургский клоун, актер театра «Лицедеи» Анвар Либабов.

Начинается игра, где действующим лицом может быть каждый, ведь численность участников карнавала не ограничена. Со слов Бальтазара выясняется, что шекспировские страсти заменены на современные темы. В центре поединков – женская эмансипация, сексуальные меньшинства, патриотизм, отношение к правящей партии, антисемитизм. Актеры с набеленными масками-лицами яростно отстаивают свою позицию, но голосовать за них придется зрителю. У проигравшего весьма эффектно отрезают фунт мяса с помощью бензопилы под танцы женского кордебалета. Балтазар демонстрирует зрителям настоящий кусок мяса – «не свинину какую-нибудь», то охлажденную куру, а то и вовсе леща, которым тут же дает кому-то в партере по лицу. Зал приветствует действие смехом, хохотом, криком с места, улюканьем. Бальтазар подгоняет, не давая задумываться, ведь принимать решение надо сердцем. Чем же еще?

Накал страстей достигает своего апогея, когда маска спадает с самого Бальтазара – он превращается на миг в маленького мальчика Анвара Либабова, стеснявшегося в детстве своего татарского происхождения и рассказывает о бабушке, всю жизнь прятавшую Коран от репрессий. И вновь, как ни в чем не бывало, объявляет следующий раунд поединков.

В последний момент, когда с языка Бальтазара готова сорваться какая-то важная истина, несколько раз обрубается свет, гора трупов на сцене в духе площадных театров во времена Шекспира, карнавал продолжается – артисты лезут по головам в зал – целоваться.

В карнавале участвовала Ольга Ворожцова