Перед узким входом в ДК имени Ленсовета чрезвычайно многолюдно – зрители спешат занять свои места.18 февраля артист театра и кино Михаил Ефремов приготовил для своих многочисленных поклонников нечто особенное – программу в формате моноспектакля под оригинальным названием «Хороший, плохой, злой».

Проникновенные строки стихотворений Давида Самойлова и Сергея Михалкова настраивают зрителя на поэтическую волну, на экране за спиной мелькают кадры из кинофильмов – с воспоминаний далекого детства, «с себя хорошего» — Михаил Ефремов начал свой двухчасовой монолог. Сценарий к этому творческому вечеру написал давнишний друг актера Андрей Васильев. В далеком 1978 году будущие приятели впервые познакомились на съемках детского художественного фильма «Когда я стану великаном» Инны Туманян. Вот что рассказал об этом периоде сам Михаил Ефремов: «Съемки происходили в Ялте и Севастополе. Мне было тринадцать лет, а Васильеву восемнадцать. Ну, вы понимаете – первая любовь, первое вино, первое кино. И вот на съемки приезжает Лия Ахеджакова. Посмотрела на нас и сразу отправилась звонить моей маме в Москву: «Здравствуйте, я Лия Ахеджакова. А вы знаете, чем ваш сын сейчас занимается?» «Конечно, знаю – в кино снимается. У них там и уроки, и педагоги. А что собственно случилось?» «Да ничего. Но вам лучше приехать». Мама приехала незамедлительно. И вот как-то вечером сижу я уже умытый, причесанный в номере, с мамой и с учебником географии для 7 класса в руках и входит Лия Ахеджакова. Я ей: «Здравствуйте». И дальше читаю. А она, рассматривая меня вдруг восклицает: «Великий артист растет!». Но если отбросить шутки Михаил Ефремов и, правда, убежден, что роль хулигана Пети Копейкина лучшая в его жизни. Но не первая — дебют в кино состоялся гораздо раньше. В 1975 году в возрасте одиннадцати лет он вместе с отцом известным актером Олегом Ефремовым снялся в художественном фильме «Дни хирурга Мишкина» в роли сына главного героя. На экране мелькают кадры из старого кинофильма, в котором отец и мать, актриса Алла Покровская, однажды снялись вместе. С гордостью и теплотой актер вспомнил свою богатую на таланты большую творческую семью, но особое внимание уделил прадеду по материнской линии, чувашскому просветителю Ивану Яковлеву. Актер считает, что именно благодаря ему, поклоннику «Одиссеи» и «Илиады» через гены по наследству передалась любовь к поэзии. Однажды в детстве Михаил принял участие в конкурсе чтецов с отрывком из Евгения Онегина и занял на нем второе место – за особую искренность воспроизведения. Актер признался, что и сам иногда пишет стихи – для капустников и для себя. Но слушателям предпочитает читать Пушкина и Блока.

Рассказы об учебе в школе-студии МХАТ полны самоиронии – в те годы театр возглавлял отец Олег Ефремов, что позволило Михаилу без проблем преодолеть высокий конкурс, но не спасло от армии. Два года срочной службы породило с тех пор нелюбовь к людям из органов. Правда, сыграть полковника спецслужб в кино все же довелось. Так незаметно Михаил Ефремов перешел ко второй части вечера – «к плохой». Он вспомнил самые яркие образы алкоголиков и пьяниц, которые изобразил на большом экране. Ведь как не ужасно это звучит, но именно подобные роли в России позволяют хорошо зарабатывать. От этой истины в вине, от «Незнакомки» Блока актер перешел к женским образам, в которые вдохнул жизнь, причем мастерски и неоднократно. Зрители встретили любимые кадры смехом и бурными аплодисментами – не каждому травести удается так убедительно изобразить противоположный пол.

С грустью актер напомнил историю жизни и смерти полковника Буданова и зачитал версию Дмитрия Быкова на стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». «Убийственная тема» впервые прозвучала на Эхо Москвы в выпуске «Гражданин Поэт» и заставила общественность взглянуть на эту вроде бы однозначную историю иначе — с другой стороны.

К своим неудачам Михаил Ефремов также отнес исполнение роли Владимира Дубровского в одноименном фильме. Известный по произведению Пушкина разбойник изъяснялся на французском языке, и вот теперь полученный тогда опыт пригодился актеру при создании пародии на Жерара Депардье. Михаил ушел за кулисы, сменил костюм и мастерски преобразился в легко узнаваемый образ самой комичной роли известного француза. Под аккомпанемент рояля артист исполнил песню-пародию от лица своего героя, блестяще обыграв всю нелепость истории в развитии — от получения желанного российского гражданства до возможных причин бегства Депардье из России.

Так постепенно Михаил Ефремов перешел к заключительной третьей части — «злой», которая, как и ожидалась, была посвящена злободневной политической сатире. Программа «Гражданин поэт» изначально возникла в союзе с Дмитрием Быковым. Артист напомнил публике события 2011 года – выборы в государственную думу и выход на экраны страны фильма о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой». Это вдохновило Быкова на сатирическое произведение «Спасибо, что бухой», которое под смех публики Ефремов и зачитал.

Творческие пути Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова, увы, уже разошлись, но на смену прежнему автору пародий пришел другой хороший поэт Андрей Орлуша Орлов, а с ним был запущен и другой проект «Господин хороший». Самое резонансное произведение нового витка политической сатиры «Пермская говнокультура» родилось как отклик на проводимый властями фестиваль «Веселый коровяк», одним из самых уморительных соревнований которого было метание коровьих лепешек на дальность. Смех смехом, но министр Пермского края по этой причине или по какой другой, впоследствии был снят с занимаемой должности.

С гастролей в Израиле, на которых исполнители были не так давно, на суд питерской публике было представлено свежее произведение, написанное прямо на концерте на предложенные из зала темы: вскрытие почты Хиллари Клинтон, вскрытие Гроба Господня, мировой потоп в Эйлате. За основу было взято детское произведение Чуковского «Мойдодыр». Пародия «Свой до дыр» и была представлена публике, после которой зрители долго не могли остановиться от смеха. Но все же вечер завершился чтением классического произведения — короля поэтов Игоря Северянина, как итог, как основная идея: «Да радуемся! Да живем!». 

Ольга Ворожцова

Фото: Светлана Михалько