Зло в отражении

Десятого сентября на экраны выйдет всеми ожидаемый «первый настоящий российский хоррор» — «Пиковая дама: черный обряд» молодого режиссера Святослава Подгаевского, который подает внушительные надежды на дальнейшее развитие фильмов ужасов в нашей стране.

Стоит заметить, что жанр «хоррор» — явление в отечественном кинематографе весьма редкое, и, честно признаться, очень хилое. От таких картин, как «Мертвые дочери» (реж.Павел Руминов, 2007), «С.С.Д.» (реж. Вадим Шмелев, 2008), «Юленька» (реж. Александр Стриженов, 2008), «Фобос. Клуб страха» (реж. Олег Асадулин, 2010), ремейк «Вий» (реж. Олег Степченко, 2014) становится страшно за развитие подобного жанра у нас в стране. Современный зритель уже изрядно сыт западными ужастиками, создатели которых успели перебрать все возможные средства вызывания страха, дрожи, крика и нервных судорог, что развитие сюжета практически каждого нового выходящего фильма можно предсказывать. Удивить и шокировать зрителей становится все тяжелее, поэтому можно считать этот жанр постепенно вымирающим.

Зло в отражении

Однако, не будем долго заострять внимание на этой проблеме и перейдем к обзору конкретной картины — второй полнометражной работы режиссера Святослава Подгаевского «Пиковая дама: черный обряд». Первая большая работа режиссера — «Владение 18» так же была хоррором, во всяком случае, неплохой попыткой его создать, но чрезмерное заострение внимания на звуковых и компьютерных эффектах оказало пагубное влияние на сюжетную составляющую фильма, что помешало ему быть оригинальным и самобытным.

Сюжет начинает развиваться стремительно уже с первого кадра, без долгих предисловий. Четверо подростков: Аня (Алина Бабак), Катя (Валерия Лебедева), Сережа (Сергей Походаев) и Матвей (Валентин Садики) обсуждают, что произошло с одним из их знакомых, который вызывал Пиковую даму, и тут же, не задумываясь, решают вызвать ее, несмотря на то, что знают, что ничем хорошим это занятие не кончится. Участь вызвать призрака падает на главную героиню фильма, двенадцатилетнюю Аню, которая не долго сопротивляется этому. Девочка рисует помадой на зеркале дверь с лесенкой к ней и неуверенным голосом трижды повторяет: «Пиковая дама, приди », а дальше начинается, так называемый кошмар для всех четверых, чего и стоило ожидать.

Зло в отражении

Постепенно Пиковая дама начинает приходить за каждым из ребят, однако, непосредственно от контакта с ней, погибает лишь один подросток и, стоит сказать, что эта сцена выдалась весьма захватывающей и эффектной. Другой же герой погибает от врожденного порока сердца, а попытки убить третьего после непродолжительной схватки заканчиваются для пиковой дамы неудачно, что, впрочем, у зрителя увидеть не получится.

После загадочной гибели одного из ребят, друзья решаются обратиться за помощью к «знающему» человеку: некоему Смирнову (Владимир Селезнев) — бывшему врачу, который ранее уже имел дело с Пиковой дамой. Его сын тоже вызывал нечистую силу, после чего трагически погиб. По совету Смирнова друзья пытаются связаться с призраком через рацию. В результате, молодые люди узнают, что Пиковой даме нужна только Аня, до которой она добирается в последнюю очередь, непонятным образом проникая сначала в кольцо, а потом и в тело девочки.

Зло в отражении

Затем появляется отец Ани – Антон (Игорь Хрипунов), бросивший их с мамой (Евгения Лоза) ради молодой любовницы. Здесь же проскальзывает линия попытки семейного воссоединения на фоне общей беды (подобная линия часто встречается в западных ужастиках).

После гибели второго подростка Антон находит Смирнова, чтобы узнать больше о чертовщине из зеркала, и после долгих уговоров он соглашается помочь, хотя изначально знал об угрозе, нависшей над ребятами. Удастся ли героям уничтожить темные силы, забирающие жизни их близких? Шокирующим или тривиальным будет финал?

Зло в отражении

Режиссер картины, Святослав Подгаевский хотел снять кино, основанное на русской легенде, знакомой всем и каждому. Выбор пал на легенду о Пиковой даме – женщине, топившей детей и получившей жестокое наказание за свои промыслы. Теперь ее призрак приходит к нам из потустороннего мира через зеркало и забирает души, вызывающих ее, но перед тем как сделать это, она отстригает у жертв прядь волос. Сам Подгаевский никогда не пытался вызывать Пиковую даму — наслушался жутких историй от знакомых.

Приятно все-таки, что создатели фильма решили обратиться к русскому образу нечистой силы, а не пытались копировать монстров из западных ужастиков. В отличие от наиболее частых предположений о том, что пиковая дама – это злобная старуха, новый экранный образ, разработанный художником Антоном Семеновым, преподносит зрителю призрака женщины современным, действительно устрашающим, а главное, весьма изящным. Перед каждым своим появлением Пиковая дама напевает завораживающую колыбельную, которую, якобы, она пела детям, перед тем как утопить их.

Зло в отражении

Особенно впечатлила актерская работа Бабак, Лебедевой и Походаева. Все-таки дети в фильмах ужасов создают определенный контраст невинного светлого и зловещего темного. Стоит также учесть, что роли были максимально проработаны специально для каждого актера, в соответствии с его типажом.

Интересно, что фильм был снят всего за двадцать одну смену, ведь основной режиссерской задачей было быстро снять качественное кино в естественных интерьерах без излишних декораций, что и вышло в итоге. Определенный мрачный антураж добавляют снятые сверху московские высотки.

Зло в отражении

«Пиковая дама: черный обряд» — является первым проектом, в производстве которого участвовала кинокомпания «Вольга», работающая с ведущими мировыми производственными и дистрибьюторскими компаниями. Также, на стадии пост-продакшн к проекту присоединилась компания «ФМП групп» — производитель «Битвы экстрасенсов» – главного мистического проекта на нашем телевидении, где в каждом выпуске участники проходят испытания, которые невозможно пройти без использования экстрасенсорных способностей.

Зло в отражении

Стоит отметить, что до западного уровня картина Святослава Подгаевского, конечно, не дотягивает и больше похожа на детскую страшилку на ночь, чем на шокирующий фильм ужасов, так что хочется надеяться, что «Пиковая дама: черный обряд» будет уверенной заявкой Российского хоррор-кинематографа на дальнейшее развитие.

В общем и целом фильм «Пиковая дама: черный обряд» уже можно считать значительным прогрессом для почти загнувшегося жанра ужасов в России. Картина притягивает своей таинственностью и максимально естественной подачей.  Звуковое оформление, что диктуется спецификой жанра, создает напряженную обстановку, изначально задуманную саунд-продюссером фильма Павлом Руминовым. Сюжет фильма весьма классический и нового развития от него ожидать, пожалуй, не стоит.

Зло в отражении

В завершение хочется сказать, что запредельного испуга от фильма вы не получите, но пару раз мурашки по коже все-таки пробегут.

Таким образом, фильм стоит смотреть, если вы хоть раз в детстве сами вызывали Пиковую даму и верили в её существование или если вы верите, что жанр ужасов в России не вымер и есть надежда на дальнейшее его развитие. Однако, если вы поклонник или поклонница этого жанра, знаете все наперед и вас трудно чем-либо удивить, не стоит тратить время на эту картину.

Смотрела фильм и делилась своими впечатлениями Рита Февралёва.

Что еще посмотреть в кино в сентябре узнаете в нашей ежемесячной большой кино-семерке 27 августа.