GrvNoXP6Yo4

Пятнадцатого октября Илье Ильфу исполнилось бы 115 лет. Увы и ах, даже великие столько не живут. И уж тем более, никто не застрахован от туберкулеза. Зато нам в утешение остались его мудро-забавные творения – «12 стульев», «Золотой телёнок».

Он всегда и над всем смеялся. И это стало его профессией. Не многим такое удается. Свой путь Ильф начал в журнале «Синдетикон». Что примечательно, в качестве женщины. Нет – нет, никто не говорит о смене пола. Просто он публиковался под женским псевдонимом. Ибо его имя было настолько длинным и непроизносимым, что просто ужас. Газеты стремились вперёд – быстрее, короче, интересней! Так Илья Арнольдович Файнзильберг сначала стал женщиной, а потом – Ильфом.

 В журнале «Смехач» в 1928 году состоялась знаменательная встреча с Катаевым, более известным, как вторая часть тандема «Ильф и Петров». Илья Арнольдович отдельно не мыслится, только так. Чем они только не занимались вместе. Писали фельетоны, старательно высмеивая всё, над чем можно и нельзя смеяться. Придумывали темы и подписи для рисунков. В общем, старательно окрашивали трудобудни простого советского люда.

 Но настало время отправиться в свободное плавание, и в 1928 году Советский Союз бурно и радостно узрел на прилавках их первую книгу – «Двенадцать стульев». По определенным причинам, критики были недовольны. Со страниц литературных газет и журналов веяло настоящими крещенскими морозами. Но это неважно: люди с восторгом читали труд русских сатириков. К тому же, их поддерживал Маяковский. А с такими друзьями никто не страшен. Но критики и редакторы постарались: убрали ненужное времени. Роман сократился почти на треть, но не расстраивайтесь раньше времени: до нас роман дошел в полной, не сокращённой версии.

Через три года вышел новый роман «Золотой телёнок». Приключения Остапа Бендера продолжаются! Вокруг книги развернулась полемика. Кто-то восхищался книгой, кому-то не нравилась позиция авторов: им, вроде бы, негодяй – главный герой даже нравится. Не порядок. Для Фадеева это было просто милой книжицей, которая, однако, уже устарела. Черный пиар – тоже реклама, но сатирики так не считали. Их очень огорчили негативные отзывы коллег. Стараешься, всю душу вкладываешь – и, пожалуйста: герой не понят, да и вообще людям кажется, что это чуть ли не ерунда. Закроешь книгу – и не вспомнишь, о чём шла речь.

Книги, слава – это всё для потомков, для народа. А что же остается для себя? Как говорил Чехов: «Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, — на земле только она одна может дать счастье!». И в жизни Ильфа появилось такое счастье — Маруся Тарасенко. Сразу же после первой встречи красавица прочно поселилась в сердце бедного влюбленного сатирика. Почему бедного? Их любовь была похожа на болезнь – томную, тяжелую лихорадку. Она постоянно боялась, что он не любит её, упрекала, ревновала. Писала, что страстно любит, а потом – что ненавидит. Но Илья любил её всей душой и молча сносил все упреки. В каждом письме – страстные признания, эмоции, бури. Их переписку можно читать, как книгу. Читать и рыдать навзрыд. 

В 1937 году туберкулез закрыл навсегда насмешливые глаза Ильи Ильфа. Но его труды не отправились за ним. Более того, им предстояли великие дела. Русские режиссёры не раз снимали шедевральные картины по его произведениям. И Гайдай, и Швейцер, и Титов, и Захаров отметились в этом ряду. Остап Бендер проник и за рубеж – фильмы снимались в Германии, Швеции, Бразилии.  Ильф не умер. Разве может умереть писатель, пока его герои живы?

Об Илье Ильфе вспоминала Бирюкова Екатерина

Источники фотографий:

http://fotostrana.ru/public/post/231988/602054709/ (1)

http://ilf-petrov.ru/photos/item/f00/s00/e0000001/index.shtml (2)

https://otvet.mail.ru/question/42197708 (3)

http://www.climbvid.com/v/12-haphJdX3tc4#.VhleJexIZns (4)

http://radiovera.ru/dev/semeynyie-istorii-ilya-ilf-i-mariya-tarasenko.html?autoplay=on#.VhlX3-xIZns (5)